волейбол

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

детей  специализированная детско-юношеская школа олимпийского

резерва «Дмитров-МБМ» (г. Дмитров, ул. Комсомольская, д. 33).

        Волейбол,  мальчики и девочки 2001-2005 гг.р., занятия проводятся в ФОКе стадиона «Локомотив» (с 9.00-12.00, с 14.00-20.00). Тренеры – Трушников Евгений Анатольевич, Трушникова Лидия Анатольевна, Шершакова Людмила Вячеславовна, Низова Екатерина Валентиновна, Птицына Нина Андреевна, Птицына Александра Андреевна.

         Контактный телефон: 8-915-402-26-38.

 

 

Волейбол мальчики возраст 12-14, 14-16 лет занятия проводятся на стадионе «Авангард»  понедельника 16.00-20.00, вторник 18.00-20.00, среда 16.00-20.00,  пятница с 16.00-20.00.

Тренер - Просеков Валентин Васильевич, тел. 8-916-338-67-40


 

 

 

 

Первый круг

Второй круг

 

Экземпляр гл. секретаря

 

ФЕДЕРАЦИЯ ВОЛЕЙБОЛА Дмитровского муниципального района

 

2 тур Чемпионат Дмитровского района 2011-2012гг. Мужчины группа - Б

 

п/ж

Команды

1

2

3

4

5

6

7

Очки

Партии

Место

1

с/к Свобода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Вербилки

 

 

 

0 : 3

3 : 1

 

 

 

 

 

3

Талдомский р-н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

с/к Икша

 

 

 

0 : 3

3 : 1

 

 

 

 

 

5

МБМ

 

3 : 0

 

3 : 0

 

 

 

 

 

 

6

УМВД

 

1 : 3

 

1 : 3

 

 

 

 

 

 

7

Горки - 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главный судья ____________________ /В.А. Репенков/ Главный секретарь ________________ /Н.В.Широбокова/

 

 

1-й день

2-й день

3-й день

4-й день

5-й день

 

 

Экземпляр гл. секретаря

 

ФЕДЕРАЦИЯ ВОЛЕЙБОЛА Дмитровского муниципального района

 

Чемпионат Дмитровского района 2011-2012 гг. Мужские команды группа - А

 

 

 

п/ж

Команды

1

2

3

4

5

6

Очки

Партии

Место

1

с/к СИНЬКОВО

 

 

 

 

3 : 0

 

 

 

 

 

 

2

ПОДОСИНКИ

 

 

 

1 : 3

 

 

 

 

 

 

 

3

МОЭСК

 

 

0 : 3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

ОКНА РОСТА

 

 

3 : 0

 

 

 

 

 

 

 

 

5

ФЕДОСКИНО

 

3 : 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

ДФ АГТУ

0 : 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главный судья ____________________ /В.А. Репенков/ Главный секретарь ________________ /Н.В.Широбокова/

 

Таблица встреч для 6-ти команд

 

1-й день

2-й день

3-й день

4-й день

5-й день

 

 

 

Психологические и педагогические особенности тренерской деятельности и взаимоотношений учеников и тренеров.

 

Автор А. Птицына

тренер-преподаватель МОУ ДОД СДЮСШОР  «Дмитров- МБМ»

 

Особенности деятельности тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, — достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Отсюда первая специфика тренерской деятельности - постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Эта особенность накладывает на тренера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Тренер должен не только обучать спортсменов технике и тактике спортивной деятельности, но и быть воспитателем, формировать у своих учеников нравственные, волевые качества. Воспитательная роль тренера должна базироваться на его авторитете и личности профессионала.

Вторая особенность деятельности тренера заключается в наличии «профессионального риска»: тренер вынужден ждать высокого результата своих учеников долгие годы (при этом без гарантии, что он будет), а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников. Не секрет, что некоторые тренеры ради быстрейшего достижения результата форсируют тренировочные нагрузки, являющиеся для юных спортсменов запредельными, и тем самым губят талантливых ребят.

Третьей особенностью тренерской деятельности является ее стрессогенностъ в период соревнований — тренер постоянно испытывает очень высокое нервно-эмоциональное напряжение.

Исследования показывают, что предстартовые состояния переживают не только спортсмены, но и тренеры.

Стартовая лихорадка. Тренер находится в состоянии напряженности сверх меры, он невыдержан, беспокоен, задумчив, рассеян. Много говорит, иногда повторяясь. Несколько раз спрашивает спортсмена, как он чувствует себя. Раздраженно делает неуместные замечания. Характерны крайности, начиная от неуместной заботы и знаков внимания спортсменам, и кончая безразличием.

Стартовая апатия. Тренер абсолютно не напряжен, подавлен, безразличен. Он совершенно не разговаривает. Не проявляет никакой реакции, задумчив. Перед выступлением не дает спортсменам никаких указаний, как будто не замечает их.

Состояние боевой готовности. Благоприятное для тренера состояние. Наблюдаются напряженность, высокая активность, хорошее настроение, сдержанность. Тренер разговаривает только в необходимых случаях, о соревнованиях мало, и в оптимистическом тоне. Для тренера характерна необходимая забота о спортсменах.

<…> Неблагоприятное предстартовое состояние тренера спортсмен большей частью воспринимает как проявление отсутствия уверенности в его победе.

<…> Неопытный тренер чаще, чем опытный, может впасть в неблагоприятные предстартовые состояния.

Неудивительно, что многие тренеры спортивных команд во время соревнований разряжают свое эмоциональное напряжение посредством речи.

С другой стороны, тренер, внешне спокойно принимающий неудачи и нарушения правил со стороны соперников, может восприниматься равнодушным, как и чрезмерная «заведенность» тренера, может негативно сказываться на действиях спортсменов.

Четвертой особенностью деятельности тренеров является их оторванность от дома и семьи в течение длительного времени (в некоторых видах спорта до девяти месяцев в году). Для тренера практически не бывает выходных дней, так как в будние дни он проводит тренировки, а в выходные — курирует своих спортсменов на соревнованиях.

Пятая особенность: в процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, — с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами. Для успешного общении с ними тренер должен обладать коммуникабельностью, а нередко и выдержкой, так как он находится под постоянным прессом со стороны руководства и спонсоров, требующих высоких спортивных результатов.

Шестая особенность тренерской деятельности, а скорее карьеры, - это неизбежные падения после взлетов (даже триумфальных). Отсюда нестабильность социального статуса тренера, неуверенность в будущем.

Седьмая особенность – публичность (особенно в спортивных играх), успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается средствами массовой информации, его показывают во время телетрансляций матчей, пресс-конференций. Все это вызывает необходимость постоянно держать под контролем свои эмоции, следить за грамотностью речи, соблюдать этику в общении с журналистами.

Тренер много общается со своими воспитанниками на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и т.д. Это обстоятельство имеет свою положительную сторону, так как дает тренеру возможность разносторонне узнать своих подопечных, расширить воспитательное воздействие на них. В то же время, это обстоятельство предъявляет к тренеру большие требования: оно обязывает находить надлежащие формы взаимоотношений со своими воспитанниками.

Многое во взаимоотношениях между тренером и учениками зависит от поведения самого тренера, от его стиля руководства. Дело в том, что представление о качествах «идеального тренера» расходятся у тренеров и учеников. Первые акцентируют внимание, прежде всего, на деловых и профессиональных качествах педагога (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются учителями, но им не придается решающего значения. Ученики же, наоборот, выдвигают эти качества на первое место. Вначале спортсмены смотрят, «какой он человек», а потом уже обращают внимание на то, как тренер проводит тренировку.

Понимание спортсменами профессиональных задач воспитания и обучения приходит вместе с ростом их самосознания. Это отчетливо обнаружилось в исследовании И.Н. Решетень и М.И. Фроловой, проведенном в спортивных коллективах и спортивных клубах. Спортсмены-разрядники и мастера спорта считают наиболее значимыми коммуникативные качества тренера, в которых непосредственно проявляется его отношение к ним (доброта, отзывчивость, справедливость, тактичность, общительность). Однако с ростом мастерства спортсменов эти критерии изменяются. Спортсмены сборных команд страны оценивают тренеров, исходя из функционального подхода. Они считают наиболее значимыми те качества, которые отражают профессионально-деловую подготовку тренеров (высокий уровень компетентности в вопросах методики тренировки, творческое отношение к работе, знание тактики ведения спортивных поединков, умение настроить спортсмена на борьбу, поддерживать дисциплину на сборах, требовательность). [9]

Не менее важное значение имеет и понимание тренерами спортсменов. Оно предполагает умение тренера проникнуть во внутренний мир учеников, найти нужную форму обращения к ним. Взаимопонимание тренеров и их питомцев обуславливает их социально-психологическую совместимость. Непонимание тренером учеников ведет к обостренным негативным взаимоотношениям между ними. Осложняются взаимоотношения из-за неуважения личности ученика, предвзятого мнения тренера об ученике, недостаточного внимания к нему и к его нуждам, невыдержанности и грубости учителя, официальности тона, повышенных интонаций в разговоре, изменчивости в настроении тренера и т.д.

Во взаимоотношениях тренера со спортсменом большое значение имеет то, насколько тренер считается с мнением спортсмена относительно его тренировок. Этот факт приобретает особую важность в тех случаях, когда спортсмен обладает большим опытом и спортивным мастерством. Австрийский тренер Ф. Штампорл пишет: «На тренировках я всегда отношусь к спортсменам, как к школьникам. Мой метод заключается в том, чтобы заставить спортсмена, думать, что идеи и инициатива принадлежат ему».

Взаимоотношения тренера и спортсмена в процессе соревнования во многом отличаются от их взаимоотношений во время тренировочных занятий. Спортивное соревнование по своему характеру - сложный психологический процесс, где огромную роль играют эмоции спортсмена и тренера. Во время соревнования спортсмен вследствие необычного эмоционального состояния иногда очень тяжело переносит упрек или замечание тренера, на которые во время тренировок он не обижался. Более того, иногда такой упрек может вывести спортсмена из равновесия и стать причиной его поражения. Тренер должен в этой ситуации проявить в полной мере педагогический такт, найти такую форму общения со спортсменом, при которой в любом случае не пострадает его самолюбие. В период соревнований у спортсмена повышена чувствительность ко всему, что, так или иначе, касается его выступления и результата, и в первую очередь к любому из проявлений тренера. Поэтому, тренер ни при каких обстоятельствах не должен проявлять волнения, сомнений по поводу предстоящего выступления спортсмена, неуверенности, раздражительности, неоправданной суетливости. Отношение и манера общения тренера со спортсменами во время соревнования должны быть обычными либо более легкими. Содержание и форму своего общения со спортсменом необходимо очень тщательно контролировать.

Практический опыт работы спортивных психологов позволил им сформулировать рекомендации, которые необходимо учитывать тренеру и спортсмену, строя свои взаимоотношения в процессе соревнования. Вот  некоторые из этих рекомендаций:

Нецелесообразно чрезмерно «раздувать» достоинства соперника, нельзя раздражаться по поводу каких-либо нарушений в технике или необычности его поведения.

Не следует успокаивать спортсмена такими фразами, как: «Не волнуйся», «Возьми себя в руки, ты же спортсмен». Они могут вызвать только раздражительный ответ. Целесообразнее говорить «Спокойно» или даже «Волнуйся», напомнив, что умеренное волнение перед стартом - это помощник спортсмена.

Если есть необходимость дать спортсмену какие-либо указания в отношении его действий или поведения, то фразы должны быть краткими и понятными. В моменты растерянности, неуверенности спортсмена жесткий, авторитетный приказ выполнять определенное действие может оказаться вполне оправданным, если он отдан в манере, не оставляющей никаких сомнений в правильности и необходимости именно этих, а не каких-либо других действий.

Оценивать действие спортсмена необходимо спокойным тоном. Лучше, если среди оценок будут преобладать положительные. Спортсмену, закончившему выступление неудачно, нужно уделить особое внимание. Нельзя выражать разочарований по поводу его результата, подчеркивая бесперспективность спортивного будущего. Заняться анализом ошибок лучше через день-два после соревнований, когда страсти улягутся.

В период соревнований тренер не должен быть озабочен, чрезмерно внимательным или назойливым в своем стремлении помочь спортсмену, особенно перед сном. Ни в коем случае не следует уговаривать его быстро заснуть. Даже «Пора спать» лучше заменить на «Пора отдыхать». Приведенные рекомендации лишь примеры из практики. Хорошо, когда тренер собирает рекомендации, и еще лучше, когда формирует их для себя, бесконечно уточняя и дополняя в течение всей своей профессиональной деятельности.

Высокое педагогическое мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности – то есть на совокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной педагогической деятельности. Педагогические способности не тождественны не только педагогическим знаниям. Навыкам и умениям, но и педагогическому опыту тренера. Чем способнее тренер, тем быстрее вырабатываются у него навыки и умения педагогической деятельности. Способности облегчают овладение педагогической деятельностью, а занятия этой деятельностью развивают педагогические способности. Педагогические способности развиваются на базе общих способностей, однако в общих способностях в деятельности тренера отражается структура педагогической деятельности с её специфическим объектом - личностью юного спортсмена.

В структуру педагогических способностей входят следующие их виды (по Н.В. Кузьминой и Ф.Н. Гоноболину, А.А. Деркачу, А.А. Исаеву, и др.):

Перцептивные способности включают педагогическую наблюдательность, позволяющую проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе. Педагогически направленное внимание позволяет отбирать факты, необходимые в работе с юными спортсменами, за каждым поступком и действием подростка видеть педагогическую ситуацию, требующую тщательного анализа. Распределенное внимание позволяет не упускать из поля зрения группу в целом и каждого воспитанника в отдельности, сочетать фронтальную работу с индивидуальной.

Конструктивные способности являются условием успешного проектирования и формирования личности в коллективе юных спортсменов. Благодаря им, тренер способен предвидеть результаты своей деятельности, предугадывать поведение воспитанника в педагогических ситуациях. Этому способствует педагогически направленное воображение и педагогический склад ума. Конструктивные способности помогают тренеру анализировать педагогическую ситуацию и выбирать единственно верное в каждом случае средство воздействия на личность и коллектив.

Дидактические способности позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личности воспитанников, стимулировать их самостоятельную мысль, мобилизовывать внимание, преодолеет расслабленность, вялость и апатию на занятиях. Эти способности помогают тренеру постоянно совершенствовать методы передачи знаний юным спортсменам. Экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном с педагогической точки зрения выражения своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и пантомимики. Речь тренера всегда должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеет культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.

Коммуникативные способности помогают тренеру устанавливать с воспитанниками наиболее благоприятные взаимоотношения. Коммуникативность тренера наиболее ярко проявляется в его педагогическом такте, умении избегать конфликтов, как с юными спортсменами, так и среди них. В коммуникативных способностях большое место занимает эмпатия, т. е. способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Коммуникативные способности проявляются в общении не только с юными спортсменами, но и со всеми, кто может быть привлечен к воспитательной работе с детскими спортивными коллективами.

Организаторские способности тренера проявляются в организации жизни и быта юных спортсменов, их учебы, труда, отдыха; в деловитости при проведении всевозможных мероприятий, в установлении деловых внутри коллективных связей и отношений. Они включают способность оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения. Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера (быстроты и гибкости мышления. решительности, выдержки, настойчивости, требовательности, чувства ответственности за воспитание подростков и т. п.).

Академические способности (способности к научным исследованиям, обобщение своего опыта) необходимы тренеру для постоянного совершенствования в области психологии и педагогики, внедрения в свою деятельность научно-исследовательских методов работы.

Специальные способности. Всестороннее совершенствование педагогической деятельности тренера связано с развитием его способностей к тому или иному виду спорта. Если у тренера есть также способности к живописи, музыке, технике, то, включая их в свою деятельность, он обогащает свои педагогические способности, расширяет диапазон воспитательного воздействия на юного спортсмена. Талантливые тренеры обладают многими специальными способностями, т. е. их общая и специальная одаренность и педагогические способности составляют единое целое.

Авторитарные способности заключается в умении быстро завоёвывать авторитет, это - способность к волевому влиянию на воспитанников. Для завоевания авторитета тренером определяющее значение имеет знание им своего дела, серьёзное отношение к работе и заинтересованность в её результатах.

Личностные способности или педагогический такт являются основой прочных межличностных отношений тренера и спортсмена. Такт заключается, прежде всего, в умении соблюдать чувство меры в отношениях с воспитанниками, особенно при проявлении требовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой о спортсменах. Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога.

Формирование и компенсация способностей – основа уникальности тренера. Многообразие педагогических способностей и связь их с другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля деятельности тренера. Опыт показывает, что не у всех тренеров одинаково развиты все педагогические способности. Нередко одно-два наиболее проявляющихся качества определяют мастерство тренера. Недостающие же качества могут быть либо развиты, либо компенсированы.

Практически неограниченные компенсаторные возможности человеческого организма и почти полное отсутствие некомпенсируемых качеств в личности тренера дают основание считать, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей, а достигается в результате формирования и совершенствования педагогических способностей.

Тренер – личность. Личность тренера проявляется, прежде всего, в мотивах его деятельности. Профессионально значимыми мотивами деятельности тренера являются интерес к спорту и физической культуре, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию в нем, любовь к детям, глубокая убежденность, а большой общественной значимости занятий спортом для подростков и детей, чувство долга и ответственности за качество своей работы.

Тренер в своей педагогической деятельности обязан настойчиво следовать двум советам: понять своего ученика и помочь ему научиться. Исходя из его интересов, уровня знаний и умений, наставнику определяется цель его занятий и формируется, направляется и корректируется весь учебно-тренировочный процесс для развития личности спортсмена.
Кроме того, любой тренер должен понимать, что в ежедневном тесном общении со своими подопечными, он, прежде всего, служит примером для подражания, что требует от него быть “педагогом с большой буквы”, а значит:

“Во-первых, … объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, определяющие для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т. д.)…”.

“Во-вторых, … овладевать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения, в частности. И постоянно совершенствоваться в своих умениях. Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще несознательно, подражают ученики, перенимая то, что делает учитель…”.

“В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как “Другого”. Ученик должен быть понят педагогом и принят им, вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание общих психологических механизмов и закономерностей поведения и общения”.

“В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, т. е. “фасилитатора”, по К. Роджерсу …” (И.А. Зимняя).

Таким образом, педагогическая деятельность тренера характеризуется системой профессиональных знаний и умений, в которой высокие моральные индивидуально-психологические качества сочетаются со знанием основных тенденций, направленных на развитие и совершенствование собственных личностных качеств и трансляцией (передачей) накопленных теоретических и практических навыков, знании и мастерства своим воспитанникам.

 Птицына А.А.

 

 

 

 

 

«Развитие скоростно-силовых способностей у девочек-волейболисток 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации»
Автор Е. В. НИЗОВА
тренер-преподаватель МОУ ДОД СДЮСШОР «Дмитров- МБМ»

Проблема изучения двигательных способностей детей и юношей является одной из важнейших в теории и практике физического воспитания и спорта.
В данном направлении особый интерес представляет исследование закономерностей развития скоростно-силовых способностей как основы всестороннего физического развития, укрепления здоровья и достижения высоких спортивных результатов. В юношеском спорте направленность на достижение высоких результатов является отдельной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки. Поэтому спортивный результат не может являться главным критерием в работе с детьми и юношами. В этой связи, тренировочные нагрузки в детском и юношеском возрасте не должны быть максимальными. Каждому уровню спортивных достижений должен соответствовать свой уровень объемов и интенсивности тренировочных нагрузок. То есть, каждому результату должна быть своя «цена в нагрузках».
Современный уровень высоких спортивных достижений во многом определяется качеством и направленностью многолетней подготовки, которую прошел спортсмен в детском и юношеском возрасте. В волейболе скоростно - силовые способности являются одним из главных факторов, определяющих овладение техникой и тактикой игры.
В процессе целенаправленного развития скоростно-силовых способностей следует уделять внимание и совершенствованию отдельных сторон технических элементов. Методика развития данных способностей, ее структура и содержание многолетнего процесса подготовки юных спортсменов должна изменяться систематически, отражая биологические закономерности развития организма, влияние внешних условий среды, а также объективные законы спортивного совершенствования.
1. Определение скоростно-силовых способностей.
Возраст 10-11 лет обоснованно считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка. Этот возраст является сенситивным для развития силовых способностей (в том числе и скоростно-силовых), частоты движений, времени двигательной реакции, способности к длительному выполнению работы в зонах максимальной и большой интенсивности. Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как младший школьный возраст создает для этого благоприятные предпосылки.
Известно, что возраст 10-11 лет характеризуется высокой степенью чувствительности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость, быстроту. В специальной литературе также высказываются мнения в пользу необходимости максимально возможного использования этих благоприятных факторов для развития определенных физических качеств и координационных способностей физического потенциала ребенка.
Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов. Для целенаправленной скоростно-силовой подготовки волейболистов необходимо знать, что основными «рабочими» мышцами являются: разгибатели бедра, сгибатели стопы, разгибатели туловища, разгибатели предплечья, сгибатели кисти, разгибатели плеча. На этапе предварительной подготовки, в план занятий следует вводить комплексы упражнений на укрепление всех мышечных групп (воспитание общей силы).
Качественно новый уровень развития волейбола (изменение правил, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциала за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки и т.д.) требует высокого уровня развития физических качеств спортсмена. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». В.М. Зациорский в своих исследованиях термин «развитие» характеризует как естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества. В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека .
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе различий развития способностей лежит иерархия различия врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:
-анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
- физиологические (особенности сердечно - сосудистой и дыхательной систем - максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
- биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
- телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
- хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).
О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений.
К скоростно-силовым способностям относят:
1. Быструю силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.
2. Взрывную силу. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время .
Скоростно-силовые способности зависят от:
- состояния нервно-мышечного аппарата,
- абсолютной силы мышц,
- способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.
Следует особо подчеркнуть, что рассмотренные элементы структуры, будучи врожденной принадлежностью нервно-мышечного аппарата человека, используются им при реализации скоростно-силовых качеств в неодинаковой мере. Это зависит от внешних условий. Общая тенденция состоит в следующем: чем меньше сопротивление движению и чем оно короче, тем большую роль играют абсолютная быстрота движений и стартовая сила, и наоборот. При проявлении скоростно-силовых качеств сила и быстрота не достигают своих абсолютных величин. Например, спортсмен выполняет рывок или толчок штанги, при этом он проявляет 80% силовых качеств и 20% скоростных от абсолютных величин. При метании копья с разбега 20% силовых, и 80% скоростных. При проявлении скоростно-силовых качеств ведущее место занимает градиент силы (прирост силы в единицу времени). В тяжелой атлетике степень значимости градиента силы наименьшая, а в видах спорта, где величина преодолевающего сопротивления уменьшается, значение градиента силы возрастает. Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств, наиболее ярко проявляющихся именно в волейболе, самыми распространенными считают прыжковые упражнения.

В ходе исследования мною было проведено педагогическое тестирование с целью определения уровня скоростно-силовой подготовленности спортсменок-волейболисток заявленной возрастной категории. Экспериментальная группа состояла из воспитанниц ДЮСШ по волейболу г.Дмитрова. Мною были использованы следующие тесты:
• Бег 6м ×5 (с). На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6метров, пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
• Метание набивного мяча (1 кг) стоя (м). Испытуемый стоит у линии,
одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад, за голову и тут же сразу бросок вперед. Дается три попытки, учитывается лучший результат.
• Прыжок в длину с места ( см). Испытуемый встает на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затем толчком двух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь, приземлится как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка .
• Прыжок в высоту (см). Высота прыжка определяется следующим образом: вначале учащийся встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх – отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения – стоя на всей ступне, из положения полуприседания со взмахом рук, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного устройства – отмечается деление, которого он коснулся. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. Результат учитывается в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по разности между конечным (в прыжке) и исходным (стоя с поднятой рукой) показателями. Общее число попыток – три. Засчитывается лучший результат.
• Становая сила ( кг). Определяется становым динамометром. Спортсмен становится двумя ногами на металлическую пластинку с крючком, за который прикрепляется динамометр, и тянет за ручку вверх, прикладывая усилие рук, туловища, ног.
Для определения уровня технико-тактической подготовленности мною использовались следующие тесты:
• Передача мяча сверху двумя руками над собой в Кругу d - 3м, h - 1.5м; определяется количество раз.
• Передача мяча сверху двумя руками стоя у стены l - 3м,h - 1,5м; определяется количество раз.
• Передача мяч снизу двумя руками стоя у стены l - 3м, h - 1,5 м; Серии передач мяча сверху - снизу (1 серия) в кругу d - 3м, h - 1,5 м; определяется количество серий.
• Подача мяча в левую, правую половину площадки; 10 попыток (по 5 в каждую); определяется количество раз.
• Прием подачи в 1 (5) зоне с доводкой в 3 зону; 10 попыток (по 5 в каждой зоне); определяется количество раз.
Во время данного педагогического эксперимента были изменены объемы времени, отведенного на воспитание скоростно-силовых способностей, в экспериментальной группе (ЭГ) по сравнению с содержанием традиционной программы, которая применялась на занятиях в контрольной группе (КГ), за счет уменьшения времени на теоретическую и тактическую подготовки (в среднем на 15 мин. на каждом занятии) . Существенным отличием методики проведения учебно-тренировочных занятий в ЭГ являлось то, что здесь целенаправленно использовались игры, игровые упражнения и комплексы легкоатлетических упражнений, адаптированных под возраст и уровень подготовленности испытуемых и способствующих воспитанию скоростно-силовых способностей.
Организация исследования
Исследование проводилось в период с сентября 2009г. по ноябрь 2010г. на базе МОУ ДОД СДЮСШОР « Дмитров - М. Б. М.», г.Дмитрова Московской области. Решение поставленных задач осуществлялось последовательно в три этапа:
- на первом этапе (сентябрь-октябрь 2009 г.) на основе анализа научно-методической и специальной литературы и педагогических наблюдений было определено направление исследования, сформулированы цель и задачи, определены методы исследования. Осуществлялась разработка содержания педагогического эксперимента.
Было проведено начальное тестирование скоростно-силовой и технико-тактической подготовленности спортсменок. Время проведения тестов, характер отдыха между попытками были постоянными для всех испытуемых;
- на втором этапе (октябрь 2009 г. – сентябрь 2010 г.) проводился педагогический эксперимент. В нем принимали участие две группы: экспериментальная группа (ГНП – 2 год) - девочки 1999 и 2000 г. р. и контрольная (ГНП- 2 год) - девочки 1999- 2000г.р., примерно одинаковой подготовленности. Общее количество испытуемых 24 – по 12 человек в каждой группе. Тренер - Низова Е. В. Занятия проводились 3 раза в неделю по 135 минут каждое. Волейболистки 10 -11-ти лет на начало эксперимента уже прошли 1-ый год обучения в группе начальной подготовки, и прошли 21 дневные летние учебно-тренировочные сборы в спортивно-оздоровительном лагере в г. Гусь- Хрустальный Владимирской области.
В опытной группе занятия проводились по экспериментальной методике, в контрольной – по традиционно принятой. Определялась эффективность предложенной методики воспитания скоростно-силовых способностей юных спортсменок;
- на третьем этапе (сентябрь - ноябрь 2010 г.) проводилось повторное тестирование скоростно-силовой и технико-тактической подготовленности юных волейболисток.
По итогам была проведена статистическая обработка и анализ результатов исследования.

2. Экспериментальная методика воспитания скоростно-силовых способностей в учебно-тренировочном процессе.
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике игре в волейбол. Основными средствами ее (кроме средств волейбола) являются специальные упражнения (подготовительные). В нашем эксперименте мною использовались различные подготовительные упражнения, которые, в свою очередь играют большую роль в воспитании скоростно-силовых способностей. Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения. Подготовительные упражнения воспитывают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, к скоростно-силовым усилиям), прыжковую ловкость и специальную гибкость. Среди средств физической подготовки мною значительное место отводилось упражнениям с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными мячами; со скакалкой, резиновыми амортизаторами; гантелями; тренажерами.
Ниже приводим комплексы упражнений, с указанием интенсивности и методов выполнения.

3. Комплексы упражнений, рекомендуемых для использования в учебно-тренировочном процессе.
Упражнения на координацию движений волейболиста:
- быстрый бег с одновременными круговыми вращениями обеими руками назад, вперед;
- быстрый бег с поочередными круговыми вращениями руками назад;
- быстрый бег с круговыми вращениями левой рукой назад, а правой – вперед, левой рукой вперед, а правой назад;
- быстрый бег, одновременно (в темпе) поднимая руки и плечи вверх и
опуская вниз, руки поднимать поочередно.
Элементы технической подготовки:
Имитации нападающего удара на тренажере по 25 раз 2 серии.
Нападающий удар в зонах 3 и 4 с передачи партнера.
Подача в различные зоны, прием подачи.
Игры, направленные на воспитание скоростно-силовых качеств:
1. К середине каждой из двух палочек длиной 30 см привязывают шпагат или тонкую веревку 10-12 м. На середине веревки завязывают цветную ленточку. Каждый игрок берет палочку, затем участники игры расходятся в разные стороны и становятся лицом друг к другу. По сигналу игроки быстро наматывают шпагат на палочку. Побеждает участник, который быстрее намотает шпагат до ленточки.
2. Группа разбивается на пары. Каждой паре отводится отдельное место. Игроки поворачиваются лицом друг к другу, становятся на расстоянии 2 м один от другого, кладут между собой необходимый предмет (мяч, кубик, камешек) и принимают исходное положение (сидя, лежа, в упоре и т.д.). По сигналу игрок каждой пары стремится первым схватить предмет и убежать в любую сторону за ограничительную линию на 15-20 м. Если в это время партнер не успевает «осалить» убегающего, то игроку, который убежал первым, засчитывается очко. Упражнение проводится до тех пор, пока один из игроков не наберет 10 очков.
3. Игроки в положении высокого старта, один против другого на расстоянии четырех шагов. Каждый спортсмен придерживает указательным пальцем гимнастическую палку, поставленную на землю вертикально. Игроки по сигналу стремятся поменяться местами так, чтобы успеть подхватить палку товарища, не дав ей упасть. Подхвативший палку получает очко. Упражнение выполняют 5-7 мин. Победителем становится игрок, сумевший набрать большее количество очков.
4. Из положения низкого старта (сидя, лежа) пробежать под тремя скакалками, натянутыми через каждый метр от старта на высоте груди, не задев ни одной. Учитывается скорость пробежки. Упражнение выполняется 3-4 мин.
5. Соревнования между тройками игроков. Одна тройка стартует, пробегая дистанцию 10-15 м, другая догоняет, находясь в метре от стартующих. Затем, участники игры меняются ролями. Побеждает тройка, игроки которой не были «осаленными». Каждая тройка стартует 5-7 раз.
6. Из положения старта пробежать по начерченной линии (длина 15-20 м), не заходя за нее. Каждый игрок пробегает 4-6 раз.
7. 8-12 игроков встают в круг лицом к центру и рассчитываются по три. Преподаватель вразбивку вызывает игроков по номерам. Вызванные игроки обегают круг снаружи и становятся на свои места. Побеждают спортсмены, прибежавшие первыми.
8. Пробежать вдвоем наперегонки 15 м, подпрыгивая попеременно то на правой, то на левой ноге. Колено одной ноги надо поднимать выше, а толчковой ногой делать одновременно по два подпрыгивания. С каждым подпрыгиванием следует ударять по колену маховой ноги бубном. Выигрывает бегун, который быстрее пробежит расстояние, причем сумеет подать большее число шумовых сигналов. Упражнение выполняется 5-7 минут.
9. Игроки, зажав мяч между ступнями ног, по очереди подпрыгивают, сгибая ноги, и стараются перебросить мяч через скамейку или веревку, подвешенную на высоте 50-60 см. Спортсмен, которому удается перебросить мяч с первого раза, получает очко. Упражнение продолжается, пока один из игроков не наберет 10 очков. Оно выполняется не более 3-х раз.
10. Двое игроков стоят рядом на расстоянии 0,5 м один от другого и в 15 м от начерченной на полу полосы шириной 30 см. По сигналу они быстро выбегают вперед. Побеждает тот, кто первым, точно наступив на полосу, подпрыгнет вверх-вперед. Каждая пара выполняет упражнение 8-10 раз.
11. На старте трое игроков берутся за руки, причем средний игрок стоит спиной по направлению бега. По команде все трое бегут отрезок 15-20 м. Меняясь местами, каждая тройка стартует 6-9 раз.
12. Игроки, стоят в шеренгах через одного спиной вперед к направлению движения. По команде «марш» шеренга игроков бежит вперед, по второй команде «гоп» - назад, т.е. каждый раз половина участников бежит спиной вперед. Упражнение повторяется 2-3 раза.
13. 6-8 человек берут старт из различных положений (сидя, лежа, спиной вперед) и пробегают 20-30 м. Двое, финишировавшие последними, выбывают из соревнований. Так продолжается до выявления победителей. Упражнение выполняется 2-3 раза.
14. Игроки поочередно пробегают отрезок 15-20 м на время. Пробежав, игрок называет время преодоления дистанции. За ошибку начисляется штрафное очко. Выигрывает бегун, который получит меньшее количество очков.

Игры, направленные на воспитание быстроты.
1.«Вызов». Игроки разбиваются на пары. Двое игроков располагаются лицом друг к другу. Начинающий игру становиться спиной к направлению предполагаемого бега; второй игрок, стоя лицом в направлении бега, вытягивает вперед ладонь правой руки, согнутой в локте и прижатой к правому боку, а левой рукой из-за спины захватывает правый локоть. Игрок, стоящий спиной к направлению бега, по сигналу трижды ударяет правой рукой по ладони партнера и с третьим ударом, повернувшись кругом, стремительно убегает от него. Партнер стремится догнать убегающего и «осалить» его по плечу, пока он не пересечет черту, которая проводится в 20-25 м от линии начала бега. Если не успевает «осалить», то убежавшему засчитывается очко. Затем происходит смена ролей. Пути, по которым пробегают пары, не должны пересекаться. Побеждает игрок, набравший большее количество очков. Продолжительность игры 5 мин.
2. «Разбегайся!». В игре участвуют две команды - водящих и свободных игроков. Перемещение свободных игроков ограничивается определенными размерами площадки. По сигналу водящие устремляются за свободными игроками, стараясь «осалить» их. «Осаленные » игроки садятся на площадку, показывая тем самым, что они вне игры. Через две минуты команды меняются ролями. Побеждает команда, которая за это время «осалит» больше свободных игроков.
3.«Кто быстрее». Игроки выстраиваются в шеренгу лицом в направлении бега и назначают водящего, который становится позади шеренги. Водящий по команде бросает вперед мяч. Игрок, добежавший первым до мяча и коснувшийся его, объявляется победителем и в игре больше не участвует. Игрок, оставшийся последним, назначается водящим. Игра, повторяется 2-3 раза.
4. «Борьба за теннисный мяч». Игроки делятся на две команды. В центре площадки подбрасывают мяч. Игроки одной команды, завладев мячом и перемещаясь по площадке делают передачи - броски, не дают овладеть им членам другой команды. Продолжительность игры 10-12 мин.
Также применялись следующие упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей: бег в упоре с максимальной частотой шагов (3-5 раз по 3-4 секунд); быстрые движения руками на месте (3-5 раз по 3-4 секунд); бег на месте без упора с максимальной частотой (2-Зраза по 4-5 секунд); бег с максимальной частотой через набивные мячи (12-15 мячей, 6-8 раз, отдых 1,5-2 минут); бег с максимальной частотой по отметкам с укороченными шагами (20-10 м, 3-4 серии, отдых 2 минуты между пробежками и 3-4 минуты между сериями); продвижение вперед с высоким подниманием бедра с максимальной частотой (3 раза по 10-15 м, отдых 1,5-2 минуты, 12-14 повторений); бег по лестнице с максимальной частотой (4-6 раз по 20-30 ступенек, отдых 2-3 минуты); повторный бег на дистанцию 8-10 м с ходу на максимальной скорости через 30 м легкого бега (2-3 раза по 8-10 м, 2-3 серии, отдых между сериями 3 минуты); включение в бег на максимальной скорости по сигналу (быстрый бег - 5-6 м, затем бег трусцой, 3-4 повторения).

Упражнения для воспитания быстроты реакции и способности к ускорению: игроки с мячами в зоне 1 за лицевой линией, по очереди отдают мяч тренеру и выполняют ускорение за брошенным мячом: лицом по ходу ускорения, с разворотом на 360 градусов; стоя спиной по ходу ускорения с разворотом на 180 градусов; с прыжком «кенгуру», с перекатом на мате.

Упражнения скоростно-силовой направленности: прыжки из полного приседа (10-20 прыжков по 3-4 повторения, отдых 1,5-2 минут); прыжки «кенгуру» с продвижением вперед (15-20 м по 6-8 раз, отдых - 1,5-2 минут); прыжки через набивные мячи (6-8 повторений, отдых - 1,5-2 минут); прыжки через гимнастическую скамейку с продвижением вперед (10-12 перепрыгиваний, повторить 4-6 раз, отдых - 1,5-2 минут); опорный прыжок через козла (10-14 прыжков);
Упражнения с набивным мячом (3 серии):
1. Исходное положение (И.п.) - ноги на ширине плеч, мяч держится двумя руками (локти в стороны) на шее, наклоны корпуса. 10 раз.
2. И. п. - ноги на ширине плеч, мяч держится двумя прямыми руками перед
собой. Скручивание туловища вправо-влево. По 5 раз в каждую сторону.
3. И. п. - ноги на одной линии, шире плеч, в коленях прямые, мяч держится
двумя руками. Мяч опускать к левой стопе, поднимать через сторону и
опускать к правой стопе. По 5 раз в каждую сторону.
4. И. п. - ноги на ширине плеч, туловище наклонено до прямого угла, мяч
держится двумя прямыми руками. Подтягивание мяча груди. 15 раз.
5. Разножка: мяч держится двумя руками на уровне груди. При смене ног
руки с мячом выпрямляются под углом 45 градусов. 20
Общеразвивающие упражнения с резиновым бинтом:
Во всех упражнениях один конец резины крепится за голеностопный сустав занимающегося, или к запястью, другой за неподвижный предмет (шведская стенка). Упражнения подбираются таким образом, чтобы после 15-18 раз его выполнения чувствовалась небольшая усталость. При выполнении упражнений из положения стоя рекомендуется держаться за гимнастическую стенку или другой неподвижный предмет.
1. И. п. - лечь на живот, сгибание правой (левой) голени. По 10-15 раз.
2. И. п. - ноги шире плеч, руки произвольно, бедро отведено в сторону, приведение бедра (правого, левого). По 10-15 раз.
3. И .п. - о. с., отведение бедра в сторону (правого, левого). По 10-15 раз.
4. И. п. - о. с., сгибание бедра (правого, левого). Нога в колене выпрямлена. По 10-15 раз.
5. И. п. – о. с., отведение бедра (правого, левого) назад. Нога в колене выпрямлена. Упражнение выполнять с большой амплитудой. По 10-15 раз.
Упражнения на расслабление:
1. И. п. – сидя, в упоре сзади, потряхивание мышцами бедер. 10-15 секунд.
2. И. п. - то же, согнув ноги в коленях, потряхивание мышцами бедер.10-15 секунд.
3. И. п. - стойка на лопатках, потряхивание мышцами ног. 5-10 секунд.
4. И. п. - то же, беговые движения ногами. 10-15 секунд.
5. И. п. - лечь на живот, голени вверх, потряхивание мышцами голени.10-15 секунд.
Беговые упражнения:
1. Семенящий бег. Выполнять быстро. 30-40 м.
2. Бег с неполным подниманием бедра. Положение корпуса - вертикально. Руки расслаблены и свободно двигаются. 30-40 м.
3. Бег с высоким подниманием бедра. Положение корпуса - вертикально. Руки согнуты в локтях, делают отмашку вперед-назад. 30-40 м.
4. Перекаты с пятки на носок. Маховая нога сгибается в колене. Выталкиваться вверх. 30-40 м.
5. Два приставных шага правым боком, два - левым. Руки делают замах. Выталкиваться вверх. 30-40 м.
6. «Ножницы», или «Буратино», ноги выпрямлены в коленях, руки согнуты
в локтях, отмашка назад. 30-40 м.
7. Бег скрестными шагами (правым, левым боком). 30-40 м.
8. Многоскоки. Нога выпрямляется в колене, носок оттягивается. 30-40 м.
9. Многоскоки на правую и левую ноги. По 20 м.
10. Захлест голени. 30-40 м.
Круговая тренировка:
1. И. п. - лечь на живот, руки вытянуть вперед. Прогибаясь в пояснице, поднять прямые руки и ноги вверх-назад. Вдох делать перед прогибанием, выдох - после него. 12-15 раз.
2. И. п. - правая нога на скамейке, руки внизу. Поочередно наступая на скамейку, толчком сменить ногу в прыжке над скамейкой. Плечи держать прямо, толчковую ногу выпрямлять полностью. 12 раз.
3. И. п. - лечь на спину, руки вверх. Поднимаясь, наклониться к ногам, которые прямые и возвратиться в и. п. Выполнять в быстром темпе. 15 раз.
4. И. п. - стоя ноги врозь на двух параллельных скамейках, руки с набивным мячом (3 кг) внизу. Темповые подскоки вверх, толчком обеих ног с приземлением на скамейку. 10 раз.
5. И. п. – о .с, скакалка сзади, темповые прыжки через скакалку с вращением ее вперед, назад. В сумме 100 раз.
6. И. п. - о. с, встать лицом к скамейке, темповые прыжки на двух ногах на скамейку и со скамейки. Плечи держать прямо. 15 раз.
7. И. п. - лечь на спину, руки в стороны. Поднимая прямые ноги вверх поочередно опускать их в левую правую стороны. По 8-10 раз.
8. И. п. - о. с, набивные мячи в руках (0,5 кг), темповые выпрыгивания из полуприседа. 10-12 раз.
Общеразвивающие упражнения бегового и скоростно-силового характера:
1. Темповые подскоки с продвижением вперед, с поочередной сменой ног и
выносом бедра маховой ноги вперед. Плечи держать прямо. 30-40 м.
2. Полные приседания на каждой ноге («пистолетик»). Спина прямая. 10
раз.
3. И. п. - лечь на спину, руки за голову, ноги согнуть в коленях. Поднимая
тело, наклониться к согнутым ногам и возвратиться в и. п. Выдох при
наклоне. 15 раз.
4. И. п. - вис на гимнастической стенке. Руки шире плеч, круговые движения
ногами. По 8 раз в каждую сторону.
5. И. п. - ноги на ширине плеч, руки произвольно. Темповые подскоки верх
с подтягиванием коленей к груди. 10 раз.
6. Ходьба выпадами вперед (длинные шаги). 30 м.
7. И. п. - вис на гимнастической стенке, поднимать ноги до прямого угла.
Вдох перед началом упражнения, выдох в конце. 10 раз.
8. Прыжки в длину с места. Следить за полным отталкиванием. 8-10 раз.
9. И. п. - полуприсед на одной ноге. Поочередные прыжки вперед с ноги на
ногу, фиксируя и. п. (3 секунд). Корпус держать прямо. 30 м.
10. Ходьба, высоко поднимая колено и отталкиваясь стопой. Корпус
вертикально. 30 м.
11. И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе или за спиной. Выполнять темповые прыжки на месте (на носках). 50 раз.
12. Скачки на левой (правой) ноге. 20 м.
13. 3-5 скачка на левой ноге, затем 3-5 скачка на правой ноге и т.д. 30 м.
14. Прыжки на обеих ногах вперед из глубокого (полного) приседа
(«лягушка»). Полное выталкивание.
15. Подскоки на обеих ногах (передней части стопы), продвигаясь вперед.
20 м.
16. То же с продвижением назад. 20 м.
17. То же с продвижением левым боком. 20 м.
18. То же с продвижением правым боком. 20 м.
Прыжки:
- в длину (правым боком - 10 раз, левым боком - 10 раз, спиной вперед - 10 раз, с махом - по 10 раз каждой ногой, с разворотом на 180° - по 5 раз в каждую сторону, с разворотом на 360° - по 3 раза в каждую сторону, после имитации нападающего удара, в длину - после имитации блокирования );
- в высоту (с места, выпрыгивания с двух ног, касаясь двумя руками подвешенного на тренажере волейбольного мяча ( высота 1м 20 см) - 20 раз, с двух шагов, касаясь рукой подвешенного мяча - по 10 раз с каждой стороны, с двух и трех шагов по прямой через скамейку способом имитацией нападающего удара по 5 раз. То же, но разбег по дуге - 5 раз, прыжки с полного разбега - 10 раз.)
Бег:
1. С максимальной частотой на месте.
2. На время: 30 м, 30м с ходу, 60 м, 100м.
3. Эстафетный - 4х60м (встречная эстафета), 4×100м.
4. Кроссовый - 30 минут, 5 км (по стадиону). Также применялись игры: баскетбол, пионербол, футбол.
Методика проведения тренировочных занятий в контрольной группе включала в себя менее разнообразные упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей, большее времени уделялось теоретическому и тактическому разделам подготовки юных волейболистов. Это обосновано тем, что волейболисты на этапе начальной спортивной специализации не могут освоить базовые технические элементы без хорошей физической подготовки, основой которой являются скоростно-силовые способности.

По окончании педагогического эксперимента у спортсменок экспериментальной группы отмечены достоверно более высокие результаты в прыжках в длину и высоту, броске набивного мяча, количестве подъемов туловища, беге 6 × 5 м, становой силе. Темпы прироста результатов контрольных упражнений у спортсменок экспериментальной группы были значительно выше, чем у спортсменок контрольной группы. Относительный прирост в беге (м) у волейболисток экспериментальной группы составил 1,1секунду, 9,8%, у волейболисток контрольной группы 0,5 секунд, 4,3%. Прирост результатов в прыжке в длину и высоту, броске набивного мяча и количестве подъемов туловища у спортсменок экспериментальной группы составил11,2;37,8; 8,6%, у спортсменок контрольной группы 2,8;13,6;7,04 % соответственно.
Применение предлагаемой методики, в основе которой лежало, рациональное распределение средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей (игр, беговых, прыжковых и других упражнений), позволило значительно повысить уровень скоростно-силовой, и как следствие - уровень технико-тактической подготовленности. Это показывает большую ее эффективность, по сравнению с традиционно применяемыми методиками.
Таким образом
1. Для воспитания скоростно-силовых способностей девочек-волейболисток 10-11 лет целесообразно использовать комплексную методику, которая заключается в применении, легкоатлетических, прыжковых, игровых упражнений и игр .
При рациональном применении форм, средств и методов воспитания скоростно- силовых способностей у юных волейболисток, при четком учете параметров физической нагрузки и возрастных показателей, произошли достоверные улучшения в их технико-тактической подготовленности.
2. По результатам тестирования скоростно-силовой подготовленности девочек-волейболисток в экспериментальной группе показатели во всех тестах имели положительную динамику, при достоверности всех результатов. В контрольной группе прирост показателей хоть и наблюдался, но менее интенсивный. Прирост показателей тестирования в ней колебался от 2,8% до 13,6%, тогда как в экспериментальной он включал диапазон от 8,6% до 37,8%, при достоверности всех результатов .


видео

“ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ”

смотреть все видео >>

анонсы

ЧЕМПИОНАТ ДМИТРОВСКОГО РАЙОНА ПО ФУТБОЛУ

 27 июня

Авангард – Заводчанин 18.30 ст Авангард
МЖБК – Икша 19.00 ст Локомотив
Торпедо – Деденево 18.30 ст. Торпедо
28 июня

Урожай – Подъячево 18.30
Яхрома – Звезда 18.00
Рогачево – Синьково 18.30


ПРЕМИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ

3421634781.jpg

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРЕМИИ